18 декабря 2017 года Органы ЗАГС отметили свой 100-летний юбилей

Категория:

это замечательный повод, чтобы совершить небольшой экскурс в историю и обозначить планы на будущее.

Становление системы регистрации актов гражданского состояния началось в России с указов Петра I, когда в 1722 году была введена обязательная государственная регистрация браков и рождения.

Предшественниками нынешних работников службы ЗАГС можно считать… священнослужителей. Вплоть до Октябрьской революции записи рождении, смертей и браков вела церковь.

После принятия декрета об отделении церкви от государства стала формироваться новая ведомственная структура государственного управления – отделы записи актов гражданского состояния

Первыми законодательными актами, положившими начало установлению новых семейных отношений в стране, были Декрет от 18 декабря 1917 года "О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния" и Декрет от 19 декабря 1917 года "О расторжении брака".

Декретом от 18 декабря 1917 года был отменен существовавший порядок церковного заключения брака и введен гражданский брак. Подчеркивая равенство мужчин и женщин в семейных отношениях, Декрет разрешал принять супругами общую фамилию либо мужа, либо жены, либо оставить свою добрачную фамилию, либо соединить их обе по усмотрению супругов. Граждане освобождались от каких бы то ни было ограничений при вступлении в брак. Для его регистрации требовалось согласие сторон, их личное заявление, достижение необходимого возраста (18 лет и 16 лет при снижении брачного возраста). Не требовалось, как это было раньше, разрешения родителей, согласия начальства и т.д. Внебрачные дети во всем уравнивались с детьми, рожденными в браке. Было установлено добровольное признание отцовства и возможность его доказательства в судебном порядке. Декретом "О расторжении брака" был ликвидирован церковный бракоразводный процесс.

Возможность изменить свои имя или фамилию появилась только после принятия в 1940 году Указа «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имён». В 1943 году был принят Указ «Об усыновлении», предусматривающий возможность регистрации неродных детей, как родных.

С 01.03.1996 года вступил в действие "Семейный Кодекс", а с 20.11.1997 года Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", согласно которому органы ЗАГС занимаются регистрацией заключения и расторжения браков, рождений, смертей, переменой фамилии, имени, отчества, установлением отцовства и усыновления, а так же выдачей повторных документов, в том числе присланных из других мест по личному запросу граждан, исправлением ошибок, допущенных в документах ЗАГСа ранее, и выдачей свидетельств в исправленном виде.

 

Регистрация актов гражданского состояния на территории района началась с 1919 года, в архиве отдела частично сохранились записи 1919 - 1920 годов, некоторые из них в виде метрических книг. 

Первоначально регистрацией занимались местные органы исполнительной власти – волисполкомы. В июле 1934 органы ЗАГС были включены в структуру Наркомата внутренних дел. С октября 1956 года загсы были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и состоялась передача органов ЗАГС в ведение местных советов депутатов трудящихся. В 1957 году полномочия по регистрации актов гражданского состояния переданы в Мокроусовский районный исполнительный комитет, где было образовано бюро ЗАГС, в 1984 году переименовано в отдел  ЗАГС.

До 1959 года регистрацию актов гражданского состояния осуществляли: Сединкина Е.Н., Корюкина Т.Г., Валякина Л.М., Кодинцева З.П.

Первой заведующей бюро ЗАГС была Долгушина Феоктиста Афонасьевна, работавшая с 1959 по 1972 годы. В последующие годы органом ЗАГС руководили: Антоненко Зинаида Никифоровна (1973-1975гг.), Важенина Любовь Николаевна (1976-1979гг.), Пермякова Татьяна Лазаревна (1980 -1981 гг.). С июля 1981 года отдел ЗАГС возглавляла Кошелева Людмила Александровна, проработавшая в должности руководителя отдела 35 лет. Людмилу Александровну отличали высокий профессионализм, исключительная добросовестность, неравнодушное отношение к людям. За годы её работы изменился облик ЗАГСа: сформирован архив, проведен ремонт зала торжественных регистраций и кабинета, начата работа по формированию электронного архива, отдел был полностью оснащен мебелью, техническими средствами.

До 2005 года всю работу по регистрации актов гражданского состояния исполнял заведующий органом ЗАГС.  В настоящее время в Мокроусовском отделе ЗАГС работает два человека.  С 2005г. по  2012г. ведущим специалистом была Сединкина Галина  Евграфьевна. С февраля 2016 года по настоящее время в должности ведущего специалиста трудится Вальнова Оксана Александровна.

Наряду с отделом ЗАГС до 2015 года регистрацию рождения, смерти, установления отцовства, регистрацию заключения и расторжения брака   осуществляли  и специалисты сельских советов.  

 

Деятельность отдела не ограничивается только исполнением государственных полномочий, но и направлена на укрепление авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей, повышение значимости и статуса материнства. Традициями отдела стало чествование многодетных семей, юбиляров семейной жизни, вручение медалей «За  любовь и верность». 

Жизнь не стоит на месте, и современное развитие общества выдвигает новые требования к возможностям получения государственных услуг.

В настоящее время получить подать заявление на получение документов о регистрации акта гражданского состояния (повторного свидетельства, справки) можно не только в органе ЗАГС, но и через  МФЦ (многофункциональный центр), а также электронно через официальный сайт Управления ЗАГС Курганской области и через ЕПГУ (Единый портал государственных услуг). Заявление, поданное с домашнего или рабочего компьютера через  портал в форме электронного документа, подписанное электронной подписью заявителя эквивалентно заявлению, поданному при личном посещении гражданином органа ЗАГС. При этом заявитель получает электронные уведомления обо всех этапах и результатах рассмотрения своего заявления, что делает предоставление госуслуг более открытым и доступным для граждан и сокращает время, ведь посетить орган ЗАГС будет необходимо только для получения результата услуги.

В 2017г. перед органами ЗАГС Российской Федерации поставлена большая и сложная задача по  созданию к 2020 году Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, как составной части Единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении всей страны. Сложность состоит не только в большом количестве актовых записей на бумажных носителях (только по нашему району более 100 тыс.), которые должны быть переведены в электронный вид, но и в проверке точности вносимых сведений, которые подчас трудно расшифровать из-за тудночитаемого почерка. Кроме того, уже с начала 2018г.  все органы ЗАГС переходят на новое программное обеспечение.

Работа в органах ЗАГС требует не только четкого и качественного выполнения государственных функций. Соприкасаясь с судьбами и проблемами людей, мы стараемся разделить с ними радость, посочувствовать в горе и помочь в сложных жизненных ситуациях.